Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Загс [4]
Статьи [10]
Салон красоты [3]
Супер Мама [32]
Мода [1]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 225
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Суббота, 27.04.2024, 01:31

    Атена


    Приветствую Вас Гость
    Калейдоскоп
    Главная » Статьи » Для женщин » Супер Мама

    Дитя природы
    Дитя природы
    Малыш нюхает цветок, гладит кошку, дети бегают босиком по траве. Такие идиллические картинки достаточно далеки от действительности. Во взаимоотношениях современного ребенка и природы немало проблем, которые мы, взрослые, не только решаем, но и создаем
    Включите морскую свинку!
    В одном из московских детских садов дети средней группы, увидев на занятии морскую свинку, попросили «включить» ее. Они не сразу поверили, что она живая. Но когда убедились в этом, стали проявлять заботу о животном, беспокоиться о его здоровье, спрашивать, что оно любит на обед. Этот простой пример убедительно доказывает, что общение с природой дает для воспитания положительных качеств гораздо больше, чем многие беседы.
    На заре своей юности человечество было частью природы. Оно и сейчас ею остается, хотя и не всегда это признает. Все больше людей живет в городах, где природе отводится совсем не главное место. Однако психологи знают, что даже суперсовременный человек, окруженный суперсовременной техникой, уже на подсознательном уровне стремится к природным условиям и ищет им замену. Посмотрите внимательно вокруг себя: столики в кафе сделаны из пластика под гранит, магазины, кинотеатры, детские игротеки украшены искусственными растениями. С рекламных щитов на нас смотрят большие и маленькие тигры, орлы, пантеры и собаки, — авторы таких реклам хорошо понимают, что природа сразу привлекает внимание, особенно на фоне серых, монотонных построек.
    Многие современные дети воспитываются в среде, где крайне затруднено общение с природой. Родители нередко предпочитают посвятить свой выходной семейному походу в торговый центр, кафе, а не в лес или парк, хотя общение с природой — это еще и здоровье. Получается, что «обязанность» общения с природой «переносится» в детский сад. Но все ли дошкольные учреждения уделяют ему внимание? Если посмотреть на визитки, рекламу детских садов (как частных, так и государственных), крайне редко можно обнаружить информацию о том, что ДОУ создает условия для общения ребенка с природой, хотя это так важно и так естественно!
    Общение с природой как подготовка к школе
    Что же дошкольные учреждения предлагают в первую очередь? Конечно, изучение иностранных языков, математики и пресловутую, ставшую уже в определенной мере страшилкой для пап и мам, усиленную подготовку к школе. Получается, что детские сады, вместо того, чтобы убеждать родителей в необходимости прогулок, экскурсий на природу, поддерживают их убеждение, что обучать можно только в кабинетах. После детсадовских занятий ребенка вместо спокойной прогулки по парку ведут на дополнительные подготовительные курсы. Воспитатели говорят, что таких дошкольников можно узнать по потухшему взгляду и непреходящей усталости. Дети учатся читать и даже писать, но при этом их здоровье просто не выдерживает нагрузок. Потому что природа самого ребенка-дошкольника противится такой форме обучения. В этом возрасте дети должны познавать мир через собственные действия, в том числе наблюдения, опыты, игры в природе. В любом парке и даже лесу можно найти интересные поводы для счета, сравнения, описания. Да и прогулку в детском саду можно использовать с этой же целью, важно только, чтобы его территория была оформлена соответствующим образом. Конечно, такая форма обучения не является основной, но ее, увы, крайне редко используют даже в качестве дополнения.
    А что получится, если…?
    Мы привыкли, что занятие — это такая форма обучения, когда дети сидят за столиками, слушают педагога и выполняют его задания. Даже занятия по экологии нередко рассматриваются проверяющими как большая дополнительная нагрузка на ребенка (наравне с занятиями по математике и развитию речи.) На самом деле такие занятия очень любимы детьми именно потому, что на них они многое делают своими руками, сами ищут ответы на волнующие их вопросы. К тому же нередко занятия проводятся на улице или в комнате природы в достаточно свободной, игровой форме. Вообще проблема изучения природы с помощью не очень-то интересных для детей бесед, ответов на вопросы, описаний картин, чтения рассказов очень насущна. Потому что ребенку гораздо важнее проверить самому, как и почему исчезает лужа, чем прослушать пусть самый замечательный (с точки зрения художественного языка) рассказ о ней. Хотя воспитателю, конечно, легче прочитать рассказ или стихи, чем организовать не очень-то безопасное для одежды ребенка наблюдение. Это не значит, что формы занятий, о которых мы говорим, вообще не нужны. Это значит лишь то, что знакомство детей с природой, экологическое образование должны базироваться на самых разных видах детской деятельности.
    Еще одна проблема — «материал» о природе «спускается» сверху, то есть только взрослый определяет, что ребенку надо изучать. Мнение же ребенка учитывается далеко не всегда, ведь его вопрос может не соответствовать задачам программы детского сада. Еще реже дети получают возможность самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Просто в расписании многих дошкольных учреждений нет времени для самостоятельной деятельности ребенка. А ведь для него так важно не только исследовать камни на занятии под руководством взрослого, но и провести с ними именно те опыты, какие хочется. Интересно смешать в стакане муку, крупу и все остальное, что есть под рукой, и посмотреть, что получится. Одним словом, интересно самому ответить на вопрос «А что получится, если…?»
    Девочки и мальчики: разные интересы
    Проблема гендерного подхода к обучению и воспитанию очень важна и при ознакомлении с природой. Например, нередко диагностика знаний и отношения ребенка к природе основывается на его отношении к комнатным растениям, животным в уголке природы. При этом совершенно не учитывается тот факт, что мальчики менее склонны восхищаться появившимися цветками и старательно вытирать пыль с листиков тряпочкой. Многим из них нужны более активные действия. Мы же нередко предъявляем ко всем детям одинаковые требования: любить комнатные растения, ухаживать за ними и за животными и т. п. Эту проблему можно решить хотя бы частично, предлагая детям выбирать варианты дежурства в уголке природы. Кто-то захочет покормить морскую свинку, кто-то — поучаствовать в чистке аквариума или полить комнатные растения. Да и на территории детского сада всегда можно давать задания с учетом психофизиологических особенностей мальчиков и девочек.
    Не просто смотреть, а видеть!
    Можете ли вы, уважаемые читатели, сказать, сколько деревьев и каких именно растет на вашей улице, в ближайшем сквере? Если да, то вы очень наблюдательны. Как правило, мы смотрим на окружающий мир, но фактически невидим его. Ближайшее окружение становится для нас просто привычным фоном. Нам кажется, что все привлекательное, необычное находится где-то далеко, в заморских странах. Одним словом, хорошо там, где нас нет. Мнение взрослых во многом определяет позицию ребенка. Опросы старших дошкольников показывают, что большинство из них считает, что «природа» есть «на даче», «на море», «у бабушки в деревне». И крайне мало кто из ребят вспоминает о деревьях и птицах ближайшего парка, улицы и даже территории детского сада. Это значит, что взрослые не научили детей видеть окружающий мир. И не потому, что не хотят, а потому, что сами не умеют. Посмотрите на отдыхающих в парке, лесу. Для многих из них главное в отдыхе на природе — хорошо поесть под громкую музыку.
    Чистая одежда или знакомство с окружающим
    Достаточно выйти в любой двор жилого дома, где гуляют родители с детьми, как тут же услышишь: «Брось камень, он грязный! Где ты только находишь эту гадость?», «Вылезь из лужи, испачкаешься!», «Отряхни руки, они уже все в песке! Потом не отмоешь!», «Опусти голову, смотри под ноги, а не на небо, а то споткнешься!» А ведь все то, что запрещают ребенку делать взрослые (причем из самых лучших побуждений!) — это его естественная потребность, без которой невозможно познание окружающего мира, а значит, и развитие. Дети очень восприимчивы, и проходит не так уж много времени, и вот уже один ребенок говорит другому: «Нельзя трогать песок руками, он грязный», и ему уже абсолютно неинтересно, куда и почему плывут облака. Бывает, что так поступают не только родители, но и воспитатели. Ведь запретить детские инициативы гораздо проще, чем поддержать.
    Запрещаем, разрешая
    Вообще тема запретов в ознакомлении с природой, экологическом образовании — особая проблема. Ничего нет хуже ситуации, когда запреты пропагандируются, но не выполняются, прежде всего, самими взрослыми. (Вспомните грозные плакаты с предупреждением о штрафе за выброс мусора, под которыми находятся свалки.) Воспитатели очень любят запрещающие природоохранные знаки — рисунки в ярких, красных кружках, перечеркнутые жирной линией. «Нельзя разводить костры!», «Нельзя рвать цветы!» — лозунги, безусловно, правильные. Но вспомните свою реакцию на запреты, — она, как правило, негативна. Потому что человеку, в том числе и ребенку, хочется услышать не только о том, чего делать нельзя, но и о том, что делать можно и нужно. Обсуждая с детьми запрещающие знаки, подумайте, а все ли запреты выполняете вы лично. И если нет — что именно вам мешает это делать. Рассказывая детям о правилах поведения, во-первых, объясните им на конкретных примерах ближайшего окружения причины появления самих правил. Во-вторых, не забывайте о том, что нужно не только запрещать, но и разрешать. Можно, например, сделать комплект запрещающих, разрешающих и рекомендательных знаков. Если речь идет о муравейнике, это значит, что нельзя его разрушать, но можно рассмотреть насекомых, понаблюдать за их жизнью. Среди рекомендаций может быть строительство заборчика вокруг крупного муравейника.
    Пингвины в Арктике не живут!
    «Как пингвины приспособились к жизни в Арктике?» На этот вопрос, рекомендованный для обсуждения с детьми природы Арктики в одном из пособий, ответить не может никто. Даже сами пингвины. Просто потому, что в Арктике они не живут. Они обитают в Антарктиде. И с белыми медведями пингвины, увы, встречаются только на некоторых макетах и рисунках, которые делают в детских садах. Казалось бы, это мелочь. Но такие «мелочи» — недостоверная информация — к сожалению, встречаются не только в конспектах воспитателей, но и в некоторых программах и методических рекомендациях. А ведь вся информация, которую получает ребенок, должна быть, с одной стороны, достоверной, научной, а с другой — доступной для конкретного возраста ребенка. Вряд ли стоит изучать озоновые дыры и давать детям сложные научные термины. Главное — воспитать у них понимание законов природы, любовь и бережное, заботливое отношение к ней.
    «Экология» — слово «тревожное»?
    В последние десятилетия во всем мире термины «природа» и «экология» неразделимы. Потому что уже, к сожалению, не существует природы, которая не испытывала бы на себе влияние человека. А без решения экологических проблем нет будущего не только у самой природы, но и у человечества. Идеи устойчивого развития поддерживают все цивилизованные страны, включая Россию. И одна из задач этой концепции — экологическое образование, начиная с раннего возраста. Важность этого направления понимают педагоги многих регионов. Однако иногда собственные переживания, мрачные представления об экологической ситуации переносятся на педагогический процесс. Обратите внимание, какой цвет преобладает на выставках детских экологических рисунков: серый, черный, коричневый. Да и сюжеты взрослыми (для детей!) выбираются далеко не радостные: дым из труб, противогазы, черные реки, срубленные деревья. Как сказала одна заведующая детским садом, «слово “экология” наши дети связывают со словом “тревога”». Но правильно ли это? Ведь дошкольники воспринимают все очень эмоционально, переживают из-за того, что они ничем не могут помочь животным и растениям. Составляя конспекты занятий, помните о том, что информация должна быть конструктивной. Если вы рассказываете о загрязнении рек, не забудьте о том, что люди делают, чтобы этого не случилось.

    Отношение к природе, экологическое образование должно основываться на положительных эмоциях, образном, радостном восприятии окружающего мира. Отрадно, что большинство педагогов это понимает. В этом убеждают практически все проекты, которые представляются в последние годы на конкурсы «Детский сад будущего». Их авторы верят, что пройдет совсем немного времени, и дошкольные учреждения будут утопать в зелени разнообразных природных ландшафтов. Наверное, так и случится, но, чтобы прекрасное будущее наступило, мы должны уже сегодня учить детей и их родителей общаться с природой и понимать ее.


    Категория: Супер Мама | Добавил: Анжелика (14.04.2009) | Автор: Мария
    Просмотров: 1352 | Теги: статьи, дети, здоровье | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024 |